Новый закон о рекламе

07.06.2022 г. был принят Закон Республики Узбекистан (далее – «РУз») «О рекламе» № ЗРУ-776, который вступит в силу 09.09.2022 г. (далее – «Закон»). Ниже мы приводим основные, на наш взгляд, изменения, предусмотренные Законом.

Общие положения

Предусмотрено более широкое определение понятия рекламы, согласно которому рекламой будет признаваться специальная информация, содержание которой адресовано пользователям рекламы на территории РУз, и распространяемая посредством любых рекламных средств не только с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода), но и для привлечения внимания к объекту рекламы, формирования или поддержания интереса к нему, а также его продвижения на рынке.

Приводится ряд новых определений таких, как «неэтичная реклама», «ненадлежащая реклама», «стимулирующая акция», «спонсорская реклама», «контрреклама» и др.

Введено требование о распространении рекламы на государственном (узбекском) языке. Тем не менее, допускается дублирование содержания рекламы на других языках при соблюдении ряда условий, в числе которых недопущение искажения основного смысла текста на государственном (узбекском) языке. Ранее рекламодателям разрешалось распространять рекламу полностью на других языках

Распространение рекламы не разрешается если рекламодатель и распространитель рекламы являются нерезидентами РУз.

Вдобавок Законом введены новые ограничения касательно информации, которая может содержаться в рекламе. Таким образом, в рекламе, помимо прочего, не допускается:

  • использование или имитирование государственных символов, а именно изображение Государственного герба РУз, Государственного флага РУз и звучания Государственного гимна РУз;
  • указывание цен (тарифов) в иностранной валюте;
  • использование противоречащих национальным и семейным традициям, а также общепринятым нормам морали и нравственности форм, фраз и образов.

 

Реклама, распространяемая посредством всемирной информационной сети Интернет (далее – «Интернет»)

Согласно Закону, реклама, распространяемая в Интернете должна соответствовать основным требованиям, предъявляемым к рекламе, включая требование о недопустимости распространения рекламы в случае, когда рекламодатель и распространитель рекламы одновременно являются нерезидентами РУз.

При этом, законодательством могут устанавливаться дополнительные требования к обороту рекламы на информационных ресурсах Интернета в доменной зоне «UZ».

 

Реклама лекарственных средств

Законом расширяется перечень лекарственных средств (далее – «ЛС»), реклама которых запрещена. В данный перечень вошли ЛС, содержащие сильнодействующие вещества и ЛС, не прошедшие государственную регистрацию.        

Более того, в рекламе ЛС, помимо прочего, не будет допускаться:

  • Участие известных лиц, медицинских работников или лиц, внешний вид которых имитирует врачей. Тем не менее, данное требование не распространяется на рекламу:
  • Предназначенную для медицинских и фармацевтических работников;
  • Распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических мероприятий; и
  • Размещенную в печатных изданиях;
  • Провоцирование чрезмерного и ненадлежащего использования ЛС;
  • Создание впечатления / убеждения о возможности самостоятельного лечения без получения консультации врача или осуществления хирургического вмешательства;
  • Ссылаться на конкретные случаи удачного применения ЛС.

Реклама безрецептурных ЛС не должна:

  • Представлять ЛС как уникальное, наиболее эффективное и наиболее безопасное по отсутствию побочных эффектов;
  • Вводить в заблуждение касательно состава, происхождения, новизны или патентованности ЛС;
  • Утверждать, что ЛС является биологически активной добавкой к пище (далее – «БАД») или любым другим видом товара;
  • Допускать некорректные сравнения с другими ЛС;
  • Содержать утверждения о гарантированном действии ЛС;
  • Внушать, что неприменение ЛС может ухудшить здоровье человека.

Более того, реклама безрецептурных ЛС должна сопровождаться в каждом случае предупреждением о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Законом также не разрешается проведение стимулирующих акций для рекламы ЛС.

Следует учитывать, что реклама ЛС, предназначенная для медицинских работников и медицинских учреждений, должна полностью соответствовать перечню научных данных о ЛС и содержать определенные Законом сведения.

 

Реклама БАД

Согласно Закону, Реклама БАД, помимо прочего, не должна:

  • Создавать впечатление о том, что БАД являются ЛС и / или обладают лечебными свойствами;
  • Содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения БАД;
  • Создавать впечатление о преимуществах БАД перед ЛС;
  • Использовать изображение детей в рекламе БАД, запрещенных для приобретения или потребления несовершеннолетними.

Реклама БАД должна иметь предупреждение о том, что рекламируемые БАД не являются ЛС. Кроме того, проведение стимулирующих акций по рекламе БАД также запрещается.

 

Реклама товаров народной медицины

В соответствии с Законом, реклама товаров народной медицины (далее – «ТНМ»), помимо прочего, не должна:

  • Содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения ТНМ;
  • Представлять ТНМ в качестве ЛС / БАД;
  • Способствовать созданию впечатления о необходимости применения ТНМ здоровым человеком или же отсутствия необходимости обращения к врачу;
  • Обращаться к несовершеннолетним;
  • Гарантировать положительное действие ТНМ, их безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

Реклама ТНМ в каждом отдельном случае должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультаций специалистов. Кроме того, проведение стимулирующих акций по рекламе ТНМ запрещается.

 

Реклама энергетических напитков

В соответствии с Законом, реклама энергетических напитков (далее – «Энергетики») должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного употребления Энергетиков, а также информацию о лицах, кому Энергетики не рекомендуются к употреблению. Законом запрещается, помимо прочего, следующее:

  • Реклама Энергетиков посредством объектов (конструкций) внешней рекламы и информации;
  • Реклама Энергетиков несовершеннолетним;
  • Проведение стимулирующих акций с использованием Энергетиков;
  • Демонстрация процессов потребления Энергетиков в рекламе;
  • Указывать в рекламе изображения людей, добившихся успехов в спорте.

 

Реклама алкогольной продукции

Законом запрещается реклама алкогольной продукции (далее – «Алкоголь») любой крепости, за исключением пива, натуральных и игристых вин, произведенных в РУз. При этом реклама последних допускается:

  • В залах гостиниц, предприятий торговли и общественного питания, где осуществляется торговля такой продукцией, а также в местах ее демонстрации и дегустации;
  • В средствах железнодорожного и воздушного транспорта;
  • По телевидению и радио при соблюдении определенных условий, таких, как распространение с 23-00 до 07-00 часов по местному времени, с указанием возрастной классификации и т.д.
  • На официальных веб-страницах производителей и лиц, осуществляющих реализацию данной продукции, с указанием возрастной классификации;

Более того реклама пива, натуральных и игристых вин, произведенных в РУз, не должна, помимо прочего:

  • Демонстрировать процессы потребления такой продукции;
  • Состоять из действий, направленных на распространение в открытой или скрытой форме идей, взглядов и художественных образов, формирующих у личности представление об отсутствии вреда при их употреблении;
  • Использовать человеческий образ.

При рекламе пива, натуральных и игристых вин, произведенных в РУз, не допускается проведение стимулирующих акций или других подобных мероприятий, а также спонсирование культурно-развлекательных, общественных и спортивных мероприятий.

Стимулирование продажи Алкоголя, включая путем проведения любых видов стимулирующих акций и безвозмездного распространения образцов Алкоголя также запрещено.

 

Реклама табачной продукции и устройств для употребления табака и никотина

Реклама табачной продукции (далее – «Табак») и устройств для употребления табака и никотина (далее – «Устройства») запрещается.

Законом также запрещается стимулирование продаж Табака и Устройств путем:

  • Безвозмездного распространения образцов;
  • Применения скидок;
  • Спонсирования мероприятий, в которых используется наименование, товарный знак (знак обслуживания) или изображение Табака и Устройств;
  • Проведения стимулирующих акций или других подобных мероприятий и др.

Необходимо подчеркнуть, что в рекламе любых других товаров не допускается демонстрировать процесс потребления Алкоголя, Табака, и использования Устройств, а также создавать впечатление важности вышеуказанных процессов для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния пользователей рекламы.

 

Скачать