Результаты анализа состояния конкуренции на фармацевтическом рынке
Агентством по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – «АЗРК») были опубликованы итоговые результаты анализа состояния конкуренции на рынке реализации лекарственных средств на территории Республики Казахстан (далее – «Анализ»).
Анализ проведен в соответствии с Предпринимательским Кодексом Республики Казахстан и Методикой по проведению анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
Временным интервалом исследования рынка оптовой и розничной реализации лекарственных средств (далее – «ЛС») был определен период 2019–2021 годы.
Целью проведения Анализа являлось:
- определение уровня конкуренции;
- выявление субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение;
- разработка комплекса мер, направленных на защиту и развитие конкуренции;
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности.
Границами товарного рынка по реализации ЛС определены границы городов областного значения.
Экономические и административные барьеры
По результатам проведенного Анализа, выявлены следующие барьеры, которые затрудняют вход на рынок:
- Экономические барьеры - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений на аренду или приобретения помещения, аптек, складов, магазинов, медицинских изделий, а также длительные сроки окупаемости этих вложений, т.е. для входа на данный рынок потребуются большие затраты на аренду или приобретение помещения и т.д., приобретение расходных материалов, лекарственных средств в объеме, способном обеспечить осуществление оптовой и розничной реализации;
- Административные барьеры, такие, как лицензирование, большое количество отчетности, соблюдение обязательных санитарных мер, требования к хранению отдельных видов ЛС, препаратов и т.д., наличие у персонала фармацевтического образования и знания алгоритмов хранения и выкладка товара при оптовой и розничной реализации ЛС, осуществление контроля качества лекарственных препаратов.
Итоги Анализа
Согласно оценке состояния конкурентной среды, оптовый сегмент фармацевтического рынка характеризуется как:
- высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией в следующих регионах: Костанайская, Павлодарская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Мангистауская, Северо-Казахстанская области и в городе Астана;
- умеренноконцентрированный в Восточно-Казахстанской области.
Туркестан, Акмолинская, Кызылординская, Алматы, Шымкент, Жамбыл – рынок оптовой реализации ЛС не анализировался.
Розничный рынок характеризуется как:
- высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией в следующих регионах: Костанай, Шымкент, Жамбыл, Павлодар, ЗКО, Актобе, Атырау, Мангистау, Алматинская;
- умеренноконцентрированный в Астана, ВКО, Туркестан, Акмолинская, СКО, Алматы;
- низкоконцентрированный в Карагандинской области (2020 и 2021 годы).
Меры для развития конкуренции
В целях развития конкуренции АЗРК рекомендует:
- сократить сроки согласования проектов Казахстанского национального лекарственного формуляра и перечня ЛС, подлежащих ценовому регулированию, а также составить единый перечень;
- вывести из-под государственного регулирования цены на все ЛС безрецептурного отпуска;
- автоматизировать процесс формирования цен (с целью исключения человеческого фактора, и ускорения регистрации во все списки), реферировать при наличии более 3 производителей;
- предусмотреть ответственность и отзыв регистрационного удостоверения для производителей и поставщиков, создающих антиконкурентные условия, а именно регистрацию низких предельных цен без дальнейшего осуществления поставок;
- сохранить национальные процедуры регистрации на период не стабильной геополитической ситуации по примерам Российской Федерации и Республики Беларусь;
- определить регламент сроков заседания формулярной комиссии;
- провести цифровизацию процесса подачи заявок и дальнейшего объединения в единый формулярный перечень (вместо 8 существующих на сегодняшний день);
- осуществлять мониторинг ценового поведения (Министерство здравоохранения совместно с АЗРК);
- cоздание базы данных ЛС (единый классификатор/маркировка), создание платформ «Парсинг» цен Франко-Заводов, дистрибьюторов, розницы.
Контакты:
|
Зафар Вахидов |
|
|
Партнер, Vakhidov & Partners Узбекистан/Казахстан
|
|
|
Алмас Тлеупов |
|
|
Юрист, Vakhidov & Partners Казахстан |
|

